Техника и разновидности лепки из пластилина

Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

1. Конструктивный способ лепки.
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами “открывают” его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
- объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
- объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
- объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, Чебурашка).

2.Скульптурный способ лепки из пластилина.
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

3. Комбинированный способ лепки.
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и
универсальный по своим возможностям.

4. Модульная лепка.
Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

5.Лепка на форме.
Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

из книги И.А. Лыковой “Лепим с мамой”